Психологи рекомендуют
Жизнь – это подарок
Сегодня, прежде чем произнести колкость, подумай о тех, кто не может говорить.
Прежде, чем пожаловаться на вкус своего блюда, подумай о тех, кому нечего есть.
Сегодня, прежде чем пожаловаться на жизнь, подумай о тех, кто слишком рано ушел из жизни.
Прежде чем пожаловаться на своих родителей, подумай о тех, кто их не имеет, несмотря на огромное желание.
Прежде чем пожаловаться на беспорядок и грязь в доме, подумай о тех, кто живет на улице.
Прежде чем убиваться по поводу расстояния, которое предстоит проехать, подумай о тех, кто проходит его пешком.
А когда ты устал и жалуешься на свою учебу, подумай о инвалидах и всех тех, кто мечтал бы о твоем месте.
Но прежде чем поднять палец и осудить другого, вспомни о том, что каждый из нас грешен.
Когда же унылые мысли одолевают тебя, улыбнись и подумай:
«Ты все еще жив и нужен».
Памятка для родителей подростков
Теперь вы имеете дело не с ребёнком, а с подростком, без пяти минут взрослым. Те формы контроля, которые вы применяли к маленькому ребёнку, не обязательно будут эффективны для воспитания подростка.
Существуют типичные изменения, которые характерны для поведения, настроения подростка, моделей его общения с семьёй в этот период. Вы должны лишь осознать, что подросток – это уже не тот ребёнок, которого вы знали прежде, что он меняется, начиная всё более походить на взрослого. Ознакомьтесь с естественными переменами, которые происходят с подростком, и попытайтесь справляться с ними естественно.
Подросток менее разговорчив и теперь реже общается с родителями, чем в детстве. Если ваше общение примет негативный тон, подросток может просто «отключиться» от родителей, перестать реагировать на их просьбы и желания. Важно, чтобы вы попытались увеличить позитивное общение с ребёнком. Наказания, если их использовать в качестве первичного метода управления, могут оказаться недействительными, а то и вовсе ухудшить ситуацию. Надо использовать вознаграждения и поощрения. Поощрение может включать ослабление ограничений, предоставление ребёнку дополнительной свободы. Ещё одной причиной неэффективности воспитательных приёмов может оказаться отсутствие последовательности. Бывает, что сегодня родители поступают так, а завтра – иначе, не придерживаясь однажды избранного метода. Даже если родители проявляют последовательность в применении одного и того же воспитательного приёма, возможно, их метод не сработал просто потому, что они применяли его недостаточно долго. Человек не меняется в одночасье. То, что формировалось годами, не может измениться за две недели. Необходимо обращать внимание на мелкие изменения и отмечать постепенное улучшение. Какие бы приемы ни применялись, положительные или отрицательные, необходимо чтобы они были важны для подростка. Определяя вознаграждение или наказание, вы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его ценности и использовать последствия, важные для подростка. Кроме того, следует помнить: подросток меняется, то, что для него было важно позавчера, не обязательно сохранит свою значимость до послезавтра. Иногда при применении эффективных воспитательных приёмов поведение вначале ухудшается, а затем начинает улучшаться. Не надо скоропалительно отказываться от воспитательных приёмов, даже если есть временное ухудшение. Ухудшение поведения как раз может свидетельствовать об эффективности данной тактики воспитания, и родителям не следует сдаваться. Когда надо уклониться от действия воспитательных приёмов, подросток проявляет исключительную изобретательность по части манипуляции родителями. Если родители выстоят и сохранят правило, процедура начнёт работать. Если, несмотря на соблюдение большинства из предложенных рекомендаций, проблемы в отношениях с подростком сохраняются, стоит обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт работы с подростками.