Полезные ресурсы

Детский правовой сайт

Главное управление по образованию Могилевского облисполкома

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Могилевский областной исполнительный комитет

Сайт Президента Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Помощь людям в трудной жизненной ситуации

еще ссылки
 

Обновлено: 2012-09-17 09:12:39

Нравитесь ли своим ученикам?

Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся

  • Способность  к сочувствию, сопереживанию
  • Способность к рефлексии, умение посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны
  • Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние
  • Умение эффективно слушать (выделять важные и спорные моменты, неясности, фиксировать в оперативной памяти опорные положения и т. д.), управлять диалогом, поддерживать обратную связь с собеседником.
  • Толерантность, способность терпимо относится к различным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных. Это осознанное принятие реалий жизни, представление возможности другим людям мыслить и поступать по своему.
  • Способность прогнозировать перспективные результаты своей работы с учащимися, представлять «как слово наше отзовётся» в будущей жизни ребёнка.

Качества учителя, оказывающее негативное влияние на учащихся

  • Авторитарность, категоричность, бескомпромиссность  в качестве педагогической тактики и стиля общения способствуют снижению самооценки учащихся, создают у них предпосылки к выработке и закреплению психологической модели зависимого поведения. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
  • Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень тревожности учащихся, порождает тенденциозность  при выставлении оценок, создает в классе нервозную атмосферу с риском  возникновения эмоциональных конфликтов.
  • Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность (учитель-урокодатель). Такие проявления зиждятся на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью.
  • Недоброжелательность, злость, враждебность как проявления черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. В педагогической работе таких учителей проявляется установка на поиск внешних причин своих неудач, что негативно отражается на психологическом состоянии их учеников. Среди внешних, лежащих на поверхности причин – неправильный выбор профессии, разочарование в работе, не сложившиеся отношения в лицее или с группой и т.д.

Негативно влияют на психологическое здоровье учащихся:

  • монотонность речи преподавателя;
  • металлический, резкий, крикливый голос;
  • однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов речи;
  • окрики и упреки;
  • отсутствие на уроке средств наглядности или формальное их использование;
  • безразличие к пассивной позиции учащихся;
  • отсутствие технических средств обучения;
  • отсутствие связи нового материала с ранее изученным;
  • констатирующий характер объяснения;
  • отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала, особенно нового и др.