Обновлено: 2012-09-17 09:12:39
Нравитесь ли своим ученикам?
Обновлено: 2012-09-17 09:12:39
Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся
- Способность к сочувствию, сопереживанию
- Способность к рефлексии, умение посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны
- Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние
- Умение эффективно слушать (выделять важные и спорные моменты, неясности, фиксировать в оперативной памяти опорные положения и т. д.), управлять диалогом, поддерживать обратную связь с собеседником.
- Толерантность, способность терпимо относится к различным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных. Это осознанное принятие реалий жизни, представление возможности другим людям мыслить и поступать по своему.
- Способность прогнозировать перспективные результаты своей работы с учащимися, представлять «как слово наше отзовётся» в будущей жизни ребёнка.
Качества учителя, оказывающее негативное влияние на учащихся
- Авторитарность, категоричность, бескомпромиссность в качестве педагогической тактики и стиля общения способствуют снижению самооценки учащихся, создают у них предпосылки к выработке и закреплению психологической модели зависимого поведения. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
- Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень тревожности учащихся, порождает тенденциозность при выставлении оценок, создает в классе нервозную атмосферу с риском возникновения эмоциональных конфликтов.
- Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность (учитель-урокодатель). Такие проявления зиждятся на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью.
- Недоброжелательность, злость, враждебность как проявления черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. В педагогической работе таких учителей проявляется установка на поиск внешних причин своих неудач, что негативно отражается на психологическом состоянии их учеников. Среди внешних, лежащих на поверхности причин – неправильный выбор профессии, разочарование в работе, не сложившиеся отношения в лицее или с группой и т.д.
Негативно влияют на психологическое здоровье учащихся:
- монотонность речи преподавателя;
- металлический, резкий, крикливый голос;
- однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов речи;
- окрики и упреки;
- отсутствие на уроке средств наглядности или формальное их использование;
- безразличие к пассивной позиции учащихся;
- отсутствие технических средств обучения;
- отсутствие связи нового материала с ранее изученным;
- констатирующий характер объяснения;
- отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала, особенно нового и др.