Полезные ресурсы

Детский правовой сайт

Главное управление по образованию Могилевского облисполкома

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Могилевский областной исполнительный комитет

Сайт Президента Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Помощь людям в трудной жизненной ситуации

еще ссылки
 

Обновлено: 2012-09-17 09:06:29

О вопросах семейных взаимоотношений

Виды насилия и их краткие характеристики

Физическое насилие – проявляется в нанесении  травм ребенку при избиении или ранении другими способами или при лишении его жизни.

Моральное насилие над ребенком заключается в унижении его достоинства, словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в унизительном сравнении с другими детьми.

Психическое насилие выражается в воздействии на психику ребенка путем запугивания, угроз с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

Часто по отношению к детям моральное и психологическое насилие объединяется под названием эмоциональное насилие. Такое насилие над растущим человеком в семье оказывает весьма пагубное влияние на психику ребенка.

Сексуальное насилие детей – это использование их в прямых сексуальных контактах или вовлечение их в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.

Как правило, наиболее часто встречается физическое насилие над ребенком в семье и на улице, которое проявляется через такие внешние признаки, как ранения, синяки, ушибы на теле. Все это сопровождается неправдоподобными рассказами ребенка о способе получения травмы или нежелании вообще говорить о причинах ее получения.

 Возможны и более глубинные реакции, такие как появление тревожности, подозрительности, эгоизма, жестокости вплоть до невротизации личности (энурез, тики, заикания, гиперактивность).

Большинство детей чрезвычайно восприимчивы и обычно остро реагируют на все, а особенно на грубость, незаслуженные упреки, что является эмоциональным насилием. Авторитарные родители добиваются от ребенка беспрекословного подчинения, лишать его права возражать старшим, не оставляют возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают самостоятельность, не дают возможности обосновать свои требования. Между детьми и родителями при таких отношениях редко возникает чувство привязанности, им тяжело, а временами и совсем не возможной найти общий язык. У детей развиваются чувства вины или страха перед наказанием, формируется лишь механизм внешнего контроля и, как правило, слишком слаб самоконтроль. Дети таких родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками, они подозрительны, недоверчивы, тревожны, замкнуты и вследствие этого – несчастны.

Кроме того, по мнению специалистов, к косвенным формам эмоционального насилия можно отнести:

  • неупорядоченность взаимных отношений родителей, неспособность их найти общий язык между собой;
  • разрешение конфликтов между родителями силовым воздействием;
  • попытки изменить темперамент ребенка (успокаивать холерика или подталкивать, ускорять флегматика).